ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТА «МОСКОВСКАЯ ШКОЛА» 2.0.
В декабре 2021 года в столице был утвержден стандарт «Московская школа», в котором обозначены основные принципы проектирования московских объектов образования. Он подготовлен специалистами ГКУ Дирекция инфраструктуры Департамента образования и науки города Москвы совместно с управленческими командами школ города. В октябре 2022 года после апробации разработанных требований к зонированию, наружной и внутренней отделке школ Москвы подготовлена обновленная версия – стандарт «Московская школа» 2.0.
Основные принципы проектирования зданий московских школ:
1. Доступная и гостеприимная школа (многофункциональное пространство здания). В школе должно быть пространство для школьных мероприятий, многофункциональные рекреационные и учебные пространства.
2. Комфортная, удобная, трансформируемая школа, предусматривающая разнообразие активностей с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные и т.п.). Особенности элементов среды: наличие трансформируемых раздвижных перегородок, эксплуатируемые подоконники, напольные покрытия с игровыми элементами, подиумные конструкции и т.д.
3. Технологичная школа: применение современных технологий в образовательном процессе.
4. Бережливая школа: эффективная эксплуатация здания.
5. Прозрачная школа: принцип открытого учебного процесса – отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений.
6. Безопасная школа: образовательный процесс должен быть безопасным, поэтому не допускается использование неэффективных и травмоопасных конструкций и их элементов.
На качество образования и его доступность во многом влияет предметно-пространственный компонент образовательной среды. Новые требования стандарта направлены на создание эффективной среды для учебы и творчества. Прежде всего, они влияют на логистику расположения помещений, функциональное зонирование, архитектурно-художественные решения и выбор отделочных материалов и оборудования. Задача стандарта – помочь проектировщикам с выбором обозначенных решений для формирования единого подхода в проектировании столичных объектов образования.
Формирование прозрачного «отрытого» образовательного пространства – один из главных принципов нового стандарта. Применение внутренних витражных конструкций, прозрачных стеклянных перегородок в учебных кабинетах и прозрачных дверей направлено на уход от традиционных замкнутых кабинетов. Такая открытая среда способна мотивировать школьников на получение нового образовательного опыта и привлекать их к выбору активностей, исходя из собственных интересов и от поставленных целей и задач.
В соответствии с новым стандартом актовый зал заменяется на атриумом, открытое многофункциональное многосветное пространство. Открытый тип лестницы-амфитеатра сможет выполнять функции не только привычного актового зала, но и театра, конференц-зала, лектория и общего пространства для коммуникации. Это единый композиционный центр здания и центральное коммуникативное ядро школы.
Основные принципы проектирования зданий московских школ:
1. Доступная и гостеприимная школа (многофункциональное пространство здания). В школе должно быть пространство для школьных мероприятий, многофункциональные рекреационные и учебные пространства.
2. Комфортная, удобная, трансформируемая школа, предусматривающая разнообразие активностей с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные и т.п.). Особенности элементов среды: наличие трансформируемых раздвижных перегородок, эксплуатируемые подоконники, напольные покрытия с игровыми элементами, подиумные конструкции и т.д.
3. Технологичная школа: применение современных технологий в образовательном процессе.
4. Бережливая школа: эффективная эксплуатация здания.
5. Прозрачная школа: принцип открытого учебного процесса – отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений.
6. Безопасная школа: образовательный процесс должен быть безопасным, поэтому не допускается использование неэффективных и травмоопасных конструкций и их элементов.
На качество образования и его доступность во многом влияет предметно-пространственный компонент образовательной среды. Новые требования стандарта направлены на создание эффективной среды для учебы и творчества. Прежде всего, они влияют на логистику расположения помещений, функциональное зонирование, архитектурно-художественные решения и выбор отделочных материалов и оборудования. Задача стандарта – помочь проектировщикам с выбором обозначенных решений для формирования единого подхода в проектировании столичных объектов образования.
Формирование прозрачного «отрытого» образовательного пространства – один из главных принципов нового стандарта. Применение внутренних витражных конструкций, прозрачных стеклянных перегородок в учебных кабинетах и прозрачных дверей направлено на уход от традиционных замкнутых кабинетов. Такая открытая среда способна мотивировать школьников на получение нового образовательного опыта и привлекать их к выбору активностей, исходя из собственных интересов и от поставленных целей и задач.
В соответствии с новым стандартом актовый зал заменяется на атриумом, открытое многофункциональное многосветное пространство. Открытый тип лестницы-амфитеатра сможет выполнять функции не только привычного актового зала, но и театра, конференц-зала, лектория и общего пространства для коммуникации. Это единый композиционный центр здания и центральное коммуникативное ядро школы.

Школьная библиотека.
Теперь это – многофункциональный библиотечный информационный центр, медиатека. В нем предусмотрены пространства для общения, индивидуальной или групповой работы, проектной деятельности, организации внеурочной деятельности и проведения конкурсов и соревнований. Вместо предметных классов предусмотрены универсальные и специализированные кабинеты. Например, в новых зданиях размещаются лабораторно-исследовательские комплексы для изучения естествознания и IT-полигон.
Согласно стандарту в новых школах используются раздвижные трансформируемые перегородки, модульная и штабелируемая мебель для зонирования, эксплуатируемые подоконники, которые обеспечивают комфортные рекреационные зоны и места для индивидуальной работы. Все это позволяет трансформировать и реорганизовывать помещения под разные образовательные задачи. Важно, чтобы мебель cтандарта школы 2.0 не только гармонично вписывалась в пространство, но и обеспечивала удобство для учеников и преподавателей, создавая комфортные условия для учебного процесса. При этом акцент сделан на использование отделочных материалов российских производителей.
Учебные кабинеты в начальной школе.
Это универсальное пространство для младших школьников. Учебный кабинет начальных классов выполняет функции пространства для обучения по предметам, не требующим применения специального учебного оборудования: математика, русский язык, литературное чтение, а также для внеурочных занятий, проектных работ, занятий дополнительного образования и организаций различных мероприятий.
Теперь это – многофункциональный библиотечный информационный центр, медиатека. В нем предусмотрены пространства для общения, индивидуальной или групповой работы, проектной деятельности, организации внеурочной деятельности и проведения конкурсов и соревнований. Вместо предметных классов предусмотрены универсальные и специализированные кабинеты. Например, в новых зданиях размещаются лабораторно-исследовательские комплексы для изучения естествознания и IT-полигон.
Согласно стандарту в новых школах используются раздвижные трансформируемые перегородки, модульная и штабелируемая мебель для зонирования, эксплуатируемые подоконники, которые обеспечивают комфортные рекреационные зоны и места для индивидуальной работы. Все это позволяет трансформировать и реорганизовывать помещения под разные образовательные задачи. Важно, чтобы мебель cтандарта школы 2.0 не только гармонично вписывалась в пространство, но и обеспечивала удобство для учеников и преподавателей, создавая комфортные условия для учебного процесса. При этом акцент сделан на использование отделочных материалов российских производителей.
Учебные кабинеты в начальной школе.
Это универсальное пространство для младших школьников. Учебный кабинет начальных классов выполняет функции пространства для обучения по предметам, не требующим применения специального учебного оборудования: математика, русский язык, литературное чтение, а также для внеурочных занятий, проектных работ, занятий дополнительного образования и организаций различных мероприятий.

Учебные кабинеты в основной школе.
Это универсальное пространство для старших школьников.
Учебный кабинет выполняет функции пространства для обучения по предметам, не требующим применения специального учебного оборудования: алгебре, геометрии, русскому языку, литературе, истории, географии, а также функции пространства для проведения занятий по внеурочной деятельности, занятий дополнительного образования, организации классных мероприятий, проектной работы.
Столовая.
Обеденный зал—место, куда с дети приходят с большим удовольствием не только позавтракать или пообедать, но и пообщаться, отдохнуть на перемене. Современный дизайн обеденного зала обеспечит комфортные условия для приема пищи и общения. В нем выделят несколько обособленных зон, включая отдельное пространство для учителей, а также для тех ребят, которым по медицинским показаниям нужно индивидуальное питание
Это универсальное пространство для старших школьников.
Учебный кабинет выполняет функции пространства для обучения по предметам, не требующим применения специального учебного оборудования: алгебре, геометрии, русскому языку, литературе, истории, географии, а также функции пространства для проведения занятий по внеурочной деятельности, занятий дополнительного образования, организации классных мероприятий, проектной работы.
Столовая.
Обеденный зал—место, куда с дети приходят с большим удовольствием не только позавтракать или пообедать, но и пообщаться, отдохнуть на перемене. Современный дизайн обеденного зала обеспечит комфортные условия для приема пищи и общения. В нем выделят несколько обособленных зон, включая отдельное пространство для учителей, а также для тех ребят, которым по медицинским показаниям нужно индивидуальное питание

Не допускается наличие неэргономичных и травмоопасных выступающих конструкций и их элементов.
Особое внимание уделено принципам организации безопасной среды: убраны все неэффективные и травмоопасные конструкции, например, отдельно стоящие колонны в рекреациях и учебных кабинетах.
Для всех помещений разработан единый дизайн в стиле мягкого лофта. В отделке предусмотрено использование материалов, привычных для города: бетон, кирпич, стекло. Цветовая гамма – приглушенная, без ярких красок. Удобная логистика расположения помещений, распределение кабинетов по блокам и единая графическая навигация позволят значительно уменьшить количество переходов обучающихся между этажами и сократить время поиска нужных кабинетов.
Особое внимание уделено принципам организации безопасной среды: убраны все неэффективные и травмоопасные конструкции, например, отдельно стоящие колонны в рекреациях и учебных кабинетах.
Для всех помещений разработан единый дизайн в стиле мягкого лофта. В отделке предусмотрено использование материалов, привычных для города: бетон, кирпич, стекло. Цветовая гамма – приглушенная, без ярких красок. Удобная логистика расположения помещений, распределение кабинетов по блокам и единая графическая навигация позволят значительно уменьшить количество переходов обучающихся между этажами и сократить время поиска нужных кабинетов.
Информация взята с сайта